Скоро в школу

Рекомендации педагога-психолога родителям первоклассников

  1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  6. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Ученье - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Педагог-психолог Мокрий С.Я.

свернуть

Рекомендации родителям "Как подготовить ребенка к школе?"

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка будет некачественной. Ребенку требуется постоянное закрепление умений: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду, и наоборот, умениями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.

Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его отношение зависит от прошлого эмоционального опыта.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае,  если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные.
  3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т.е. нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания и умения уже усвоены.
  4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
  5. Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни. Поэтому играйте с ребёнком, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине и т.д.
  6. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если вам не хочется играть какую-то игру или вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребёнком.

Рекомендации родителям по психологической готовности детей к школе

Ребенок должен идти в школу подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физическим показателям. Изменяется социальная позиция ребенка в обществе, и то требует адаптации его к новым условиям жизнедеятельности. Вот почему ребенок должен идти в школу еще и психологически подготовленным. Составными компонентами психологической готовности к школе являются: личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность ребенка к школе выражается его отношением к учебной деятельности, к учителю, к самому себе.

Родителям полезно знать, чем привлекает их ребенка школа: «У меня будет новый рюкзак и красивый пенал», «В школе учится Катя, а она моя подруга». Желание сменить обстановку, внешние атрибуты школьной жизни старшему дошкольнику действительно кажутся заманчивыми. Важно, чтобы школа влекла ребенка и своей главной деятельностью – учебой. Бывают случаи, когда ребенок не хочет идти в школу. Причиной подобного поведения, как правило, является результат ошибок воспитания детей, а именно запугивание детей школой.

Поэтому намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге. С этой целью используется совместное семейное чтение художественной литературы, организуется для ребенка книжный уголок в семье, взрослые устраивают совместный просмотр телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением. Родители рассказывают о своих любимых учителях, показывают детям свои школьные фотографии, грамоты; создают условия для игры в школу и непосредственно участвуют в ней, например, в роли учителя.

Волевая готовность ребенка к школе. В школе ребенка ждет напряженный труд, ему необходимо умение делать не только то, что хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для этого необходимо выработать волевые качества, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, памятью, мышлением. Формирование волевых качеств в дошкольном детстве происходит через игровую деятельность. Учитывая роль игры в формировании личности ребенка, родители, например, во время уборки квартиры обыгрывают ситуацию и превращают пол в палубу корабля. В другие дни квартира может стать местом тренировки для полета в космос, где взрослые выступают в роли тренера. В игре легче осуществить переход с одного вида деятельности на другой.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Чтобы ребенок не утратил любознательность, взрослые должны всегда отвечать на вопросы, какими сложными они не оказались. Если своим вниманием взрослый поддерживает интерес к познанию, то он будет развиваться и дальше.

Родителям нужно включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он мог бы находить всё новые и новые свойства предметов, научился бы замечать их сходства и различия.

Источник: Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. – М.: 2001г.

свернуть

Как организовать подготовку ребенка к школе?

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит быть готовым

всему этому научиться…» Л. А. Венгер.

Правила создания позитивной обстановки в обучении дошкольника:

  • Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  • Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
  • Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изме­няя их содержание, но оставляя цель. Например, учите распо­знавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
  • Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одоб­ряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (по­каз, объяснение), то было бы ещё лучше».
  • Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что заня­тия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому иг­райте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города» и др.).
  • Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое обще­ние должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.

ПОМНИТЕ!

Не опережающее изучение программы 1 класса,

а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием

умственной подготовки будущих первоклассников.

Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания

первого школьного дня.

Как организовать подготовку ребенка к школе?

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжи­тельные приятные для ребёнка занятия.

  • Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.
  • Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего - это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).
  • Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
  • Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.
  • Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
  • Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
  • Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
  • Не старайтесь «натренировать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
  • Разбивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
  • Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.
  • Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
  • Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
  • Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.
  • Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

Подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Бутько А.В.

Источники:

  1. Анищенко, О.А. и др. Впереди школа/ О.А.Анищенко, М.В.Мащенко, В.А.Шишкина.—Минск: Народная асвета. 2000.
  2. Кушнир, Н.Я. Детский сад — школа: проблемы преемственности/ Н.Я.Кушнир.— Минск: Полымя. 2000.
свернуть

Портрет будущего первоклассника

Многие родители уверенны в том, что готовность к школе заключается в умении ребёнка читать, писать и считать. И мало кто из родителей догадывается, что, даже овладев этими умениями, ребёнок не обязательно будет хорошо учиться в школе.

Что входит в понятие готовности к школе?

В структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты:

  1. Физическая готовность.
  2. Интеллектуальная готовность.
  3. Социально-психологическая готовность.
  4. Эмоционально-волевая готовность.

Что важно знать о готовности к школе родителям.

Физическая готовность, зрелость организма рассматривается как уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки, новый режим жизни не будет для ребенка обременительным. Критерием школьной зрелости может служить работоспособность ребенка в течение дня, недели или обратный показатель—его утомляемость.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Социально-психологическая готовность в своей структуре предполагает три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность.

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания.  

Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.

Социальная готовность предполагает качества, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.   

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребёнок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.

Однако недостаточный уровень развития одного из компонентов может привести к нарушению адаптации. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. Однако у определенного количества детей этот процесс продолжается, и не завершается, в течение первого года обучения.

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Внимание

- выполнять задание не отвлекаясь 15 минут

- находить 5-6 различий между предметами

- удерживать в поле зрения 8-10 предметов

- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу

- копировать в точности узор или движение

Память

- запоминать 6-8 картинок и 6-8 слов

- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины

-  повторять в точности текст, состоящий из 4 предложений

Мышление

- определять последовательность событий

- собирать разрезную картинку из 9-10 частей

- находить и объяснять несоответствия в рисунках

- находить лишний предмет, объяснять свой выбор

Развитие речи

- правильно произносить все звуки

- определять место звука в слове

- использовать в речи сложные предложения

- составлять рассказы по сюжетным картинкам, из личного опыта состоящих из 6-7 предложений

- составлять предложение из 5-6 слов

- членить простые предложения на слова, делить слова на слоги

Развитие мелкой моторики

- свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования

- штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за пределы контуров

- ориентироваться в тетради в клетку и в линейку

- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей

«Портрет» первоклассника, неготового к школе:

- чрезмерная игривость;

- недостаточная самостоятельность;

- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

- неумение общаться со сверстниками; трудность контактов с незнакомыми взрослыми

- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;

- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; плохое развитие зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

- недостаточное развитие произвольной памяти; задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Литература:

  1. Вопросы и ответы, касающиеся поступления в первый класс / [Электронный ресурс]. - https://edu.gov.by/.  
  2. Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.

 

свернуть

Готов ли ваш ребенок к школе